В плену непарадоксальной математики или Волынщик на закате музыки

Тема в разделе "ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕХ", создана пользователем Mr. Scrotum, 3/3/11.

  1. Mr. Scrotum

    Mr. Scrotum ==ШИЗОИД==
    dead-member

    Регистрация:
    11/10/02
    Сообщения:
    1.886
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Так или иначе, музыка предназначена для расширения сознания. Не имеет значения, подготовка ли это к какой-то церемонии, получение новых эмоций, устремление к новым мирам, воспоминания о том, чего, быть может, вообще никогда не было, или просто аналог алкогольного или наркотического опьянения, в любом случае это направленное воздействие на мозг, распоряжающийся как сознанием человека, так и его подсознанием. С физиологической точки зрения можно сказать, что звук вообще исключительно сильно действует на мозг человека, благодаря своей волновой природе проникая сквозь его черепную коробку. Вспомним хотя бы об ужаснейшей китайской казни, по сравнению с которой известная шутка с голодной крысой в глиняном горшке, прикрепляемом к заду или животу человека, считалась милосердием. Осужденного просто клали под большой колокол и начинали бить набат. Через пару часов несчастный, уже давно сошедший с ума, отходил в мир иной. Слушая музыку, являющуюся, по сути, структурированным звуком, мы фактически проводим себе направленную трепанацию черепа, а как она пройдет и каковы будут ее последствия, зависит от состояния и принципов построения личности каждого отдельно взятого индивидуума и, вероятно, от его подготовленности к операции. Об унификации не может быть и речи.

    Изначально музыка интуитивна. Для того чтобы проиллюстрировать это, углубимся в очень далекое прошлое. Должно быть, когда-то, когда еще и речи толком не было, какой-то наш предок, пока еще абсолютно безымянный, грязный, не отличающийся ничем от животного, пожирал останки недоеденной пещерным львом антилопы, и у него в зубах застряло тягучее, покрытое спекшейся кровью сухожилие, другой конец которого был еще прикреплен к туше животного. В попытках порвать его наш герой извлек звук, осознал его, запомнил и в попытках воспроизвести снова стал первым на планете музыкантом. Весьма вероятно, что со временем набор струн, натянутый на грудную клетку несчастного копытного начал использоваться уже не только для воспоминаний о приятной трапезе, а еще и для ритуального приманивания других антилоп. Тем не менее, настоящее услаждение слуха пришло немного позже, когда другой наш доблестный предок, высасывая мозг из берцовой кости поверженного врага, продолбил в ней очередную дырку и стал первым флейтистом. Что до барабанщиков, они были всегда, и ритм сопровождал уже первые жертвоприношения... жаль, вокалисты были одноразовыми, зато импровизировали они постоянно. Впрочем, уже потом им стали вторить шаманы, взрезающие плоть каменными ножами, в то время как им вторили арфисты, флейтисты да случайно затесавшийся деревенский ... хотя какие, к черту, в то время деревни!.. пещерный дурак, дующий в бычий мочевой пузырь. Да, господа, музыка рождалась именно там, а не в чистых уютных комнатах одетых в белоснежные тоги мудрецов, и первыми музыкантами были не небесные ангелы, а именно эта четверка, одетая в звериные шкуры: довольно отрыгивающий субъект с рамой из костей с натянутыми между ними сухожилиями, мрачный здоровяк, дующий в пробитую в нескольких местах кость, раскрашенный шаман с ритуальным ножом в одной руке и погремушкой из человеческого черепа в другой да дурак с первой в мире волынкой... Как же без дураков-то? Сказка ведь... Ах да, был еще барабанщик, но о них все равно постоянно забывают. В сущности, именно к таким архетипам тяготеют и наиболее экстремальные проявления современной музыкальной культуры, так что обвинять их в немузыкальности по меньшей мере глупо. Впрочем, в этом рассказе речь пойдет не о них, так что завершим наше, безусловно, лирическое отступление с чувством глубокого удовлетворения доказанностью поставленного в начале абзаца тезиса.

    В наше время все чаще приходится слышать реплики об элитарности какого-либо вида искусства или каких-то произведений. Каким же образом эта самая элитарность появилась, когда и что она в общем-то значит?

    Получить ответ на этот вопрос поможет наш второй экскурс в историю, уже не столь отдаленную. Потомки наших первых музыкантов разбрелись по всему миру. В Европе (не будем сейчас говорить о других частях света, ладно?) плоть господня сменилась хлебом, кровь – вином, а жертвенные алтари – кострами Святой Инквизиции. Да и инструменты дедовским способом уже никто не делал, ведь хотя человек (или хотя бы его берцовая кость) звучит гордо, звук убиенного дерева – разнообразнее. Все стало значительно более символично, в общем. Кто-то придумал структурировать музыку по частоте звука и назвал наиболее благозвучные частоты нотами. Кто-то догадался эти ноты свести в октавы. Кто-то – записывать мелодию и ритм на бумаге. Кто-то отмел индийскую ересь о четвертьтонах и европейскую ересь о тритонах, заклейменную как Diabolus in Musica. Так в музыке появились правила. Конечно, не все эти правила знали, и время от времени у городского позорного столба можно было видеть кого-то наподобие вот этого персонажа:

    [​IMG]

    А вот и портрет музыкантов просвещенной эпохи Ренессанса, а по сути эпохи разделения музыки на элитарную, богоугодную, высокую и народную, примитивную, низкую, не поддающуюся формализации. Серьезный флейтист надел сутану, построил собор, сменил свои флейты на огромные медные трубы, приладил к ним клавиатуру и стал органистом. Арфист подстриг бороду, надел берет, облагородил свой инструмент и превратился в лютниста… А волынщика они просто выгнали. Как можно таких в приличное общество пускать? Он ведь на своем дурацком инструменте ни одной чистой ноты взять не может! Вот он и поселился в таверне, куда, впрочем, заходили порой и все остальные, особенно часто бывший шаман, а ныне спутник лютниста. Черт! Опять про барабанщика забыл! А впрочем, кто тут пивной кружкой по столу в такт волынке молотит?

    Следующее отступление отнесет нас уже не к придуманной, а к вполне достоверной истории. Нет, я не назову рождением современной музыки ни Лето Любви, ни джазовый бум, ни начало смешения культур. У современной музыки есть вполне определенный отец, как и многие новаторы, изначально музыкантом не считавшийся. В какой же Альфе, Омеге или Дельте Земного шара он родился? Как ни странно, в России, которой еще только предстояло стать советской, а звали его Лев Термен. С помощью своего инструмента он открыл действительно новый способ извлекать звуки, черпая музыку непосредственно из мирового эфира, где она, вероятно, была всегда, и усиливать и направлять те самые импульсы, направленные на сознание и подсознание человека.

    …Новое сокрушило старое довольно быстро, о вроде бы уже общепринятых правилах позабыли, а новые еще не придумали. Наши друзья-музыканты снова собрались вместе. Образованный органист минимизировал свой инструмент и научился изображать любые другие. Сластолюбец лютнист приобрел электрогитару для того, чтобы продолжить покорение женских сердец. Шаман вернулся к исполнению своих прямых обязанностей, и даже барабанщик появился в поле видимости… хотя, какая досада! Теперь его не видно из-за тех игрушек, которые ему не давали раньше и из которых он построил себе установку. Даже волынщик время от времени к ним приходил, правда, настолько накачивался LSD, что иногда забывал играть.

    Ныне мы имеем дело с очередной глобализацией музыкальной культуры. Европейское, азиатское, африканское и даже австралийское искусство вкупе с современным наднациональным порождают некий монолит, новый глобальный Вавилон. Любая фактически информация становится общедоступной, уже многими сферами заправляет разум, более быстрый, чем человеческий…
    Все вроде бы хорошо, но где же музыканты? А вот, в той коробочке сидят все вместе. Они теперь виртуальны. Теперь они не ошибаются, им чужд фальшивый звук и случайное озарение, следующее часто именно за ошибкой. Их мир дискретен, непрерывность утеряна. Они полностью подчинены законам формальной, непарадоксальной, скучной математики. Разве что изредка вылезают наружу... пока что… Хотя любому Вавилону суждено пасть рано или поздно, даже настолько идеальному…
     
    :
    #1
  2. hell O)))

    member

    Регистрация:
    17/4/08
    Сообщения:
    838
    Симпатии:
    68
    Адрес:
    Москва
    Считаю, что дилетантизм в музыке нисколько не выветрился за последние н-лет. Тот же лоу-фай, какой-нибудь фрик-фолк - вобще ошибка на ошибке, хотя ошибка намеренная и не всегда за нею следует хоть что-то. В таком случае, есть ли музыка ненамеренных ошибок? :upset:
     
    #2
  3. Mr. Scrotum

    Mr. Scrotum ==ШИЗОИД==
    dead-member

    Регистрация:
    11/10/02
    Сообщения:
    1.886
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    В сущности, говорить о наличии ошибок мы можем только в обсуждения тех авторов, что создают музыку по правилам. В ином случае - это и не ошибки вовсе. Сегодняшняя ситуация сталкивает подавляющее большинство занятых музыкой людей с таким их (правил) количеством, что в них можно только утонуть, а наиболее характерен тот момент, что только на изучение этих самых правил запросто можно потратить всю свою жизнь. С другой стороны, благодаря масс-культуре (а других культур сейчас просто нет, всякие нон-конформистские течения - это тоже масс-культура) правила есть и у слушателей, которые просто не заметят то, что не по правилам сделано. В общем и целом мы получаем тупик, который может быть пройден только хотя бы частично интуитивным, не математическим подходом (либо, как вариант, подходом из высших сфер математики, но те сами по себе - уже искусство, а не ремесло).

    Впрочем, представленный текст - это просто сказка. Я в других жанрах писать не особо умею.

    В этом жанре важна не конкретика, а эмоциональная составляющая.
     
    #3
  4. Krieg

    Krieg ville promille
    member

    Регистрация:
    7/10/05
    Сообщения:
    1.070
    Симпатии:
    33
    Адрес:
    MSK/TLN
    на мой взгляд непреднамеренная ошибка бывает однажды. и явно не в финальных вариантах, которые выпускаются на всеобщее обозрение. непреднамеренная ошибка затем становится либо фичей, которая затем используется, либо не выходит на белый свет вовсе.
    поскольку нынче инструментарий пополняется в основном синтезированем, то сейчас все значимые непреднамеренные ошибки могут наверное иметь место сугубо при звукообработке. главное их суметь потом воспроизвести :)

    я как-то нарезал луп тувинского горлового пения каргыраа с одного из альбомов ооржака, плотно покурил, засунул его в тогда ещё не сильно жручий ресурсы гитарриг на свежепроапгрейженной машине, и не разобравшись слегка с управлением дек не снял синхронизацию входной и выходной деки (т.е. записывал файл на выходе из каскада всеразличных эффектов). минут 50 я с увлечением крутил ручки всяких частот и миллисекунд и добавлял всякие lfo-модуляторы между ревербами, тюбскримерами и компрессорами :over: на следующий день я прослушал это и показалось мне, что это вполне могло бы быть репетицией танжерин дрима годов так середины 70х, разве что с довольно психоделичными ходами :wacko: естественно потом не запомнил ничего, поскольку все ручки крутились в рилтайме, но впоследствии пару акробатических трюков правда потом сумел воспроизвести и запомнил :)

    p.s.: текст довольно интересный :up:
     
    #4
  5. frost

    cadaver

    у меня сложилось ощущение, что написанное - это как бы вступление, создающее некоторую почву для основной истории. Так вот ее-то, основную историю, теперь хочется прочитать :hi:
     
    #5
  6. frost

    cadaver

    с возвращением!
     
    #6
  7. Mr. Scrotum

    Mr. Scrotum ==ШИЗОИД==
    dead-member

    Регистрация:
    11/10/02
    Сообщения:
    1.886
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Санкт-Петербург
    Вероятно, так оно и есть. По крайней мере, желание написать таковую присутствует :agree:
     
    #7
  8. Abscess

    Abscess Ангарский И Всѣя Руси
    dead-member

    Регистрация:
    5/4/02
    Сообщения:
    28.816
    Симпатии:
    0
    :appl: Сказание об импровизационной музэке (зарождение и основные этапы развитиа) :super:

    ПС: вначале пазырел иллюстрацыу без прочтениа техта, подумал что мушчина курит наркотек :smoker:

    ППС: Мр.Скротум гарячё привецтвуу вас :hi:
     
    #8
  9. TheMlyaNin

    member

    Регистрация:
    19/5/09
    Сообщения:
    1.064
    Симпатии:
    1
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Омск
    Не согласен с выводом, а начало хорошее. Здорово описал зарождение музыки - живописно, я хоть, наконец, понял как появились струнные. но барабанщики были первее.
     
    #9

Поделиться этой страницей